Маяк Белл-Рок

Маяк Белл-Рок и сегодня является на Британских островах старейшим из построенных на рифах маяком. Уникальность маяка в том, что риф Инчкейп, на котором он построен, большую часть времени находится под водой, появляясь над поверхностью всего на несколько часов в день в отлив. В самый высокий прилив скала, на которой стоит маяк, скрывается под водой на глубине 3,65 метров, а в самый сильный отлив выглядывает из воды на 1,22 метра.

Всего в 11 милях на восток от берегов Шотландии, у входа в бухту Фёрт-оф-Тэй, находится риф Инчкейп, получивший в народе название Белл-Рок (Bell Rock - Скала с колоколом). Его длина составляет 600 метров, а острые, словно лезвия бритвы края, практически все время скрыты под водой. Трудно сосчитать, сколько кораблей натолкнулось на этот опаснейший для судоходства риф и сколько жизней унесла эта подводная ловушка. Согласно легенде, свое название риф получил, когда еще в 14 веке один из настоятелей расположенного недалеко Арбротского аббатства, дабы спасти жизнь мореплавателям, приказал установить на рифе огромный колокол. Волны ударялись в него с неистовой силой, и тревожный набат, разносившийся по округе, предупреждал моряков о близости рифа. Правда, не прошло и года, как некий голландский пират сломал колокол и позже сам стал жертвой рифа, разбив свой корабль о Белл-Рок. Это всего лишь легенда, а реальность такова: по самым скромным подсчетам с 1799 года острые камни погубили более 70 кораблей.

Во время сильнейшего шторма, разразившегося в 1799 году, в районе подводных скал погибло несколько десятков судов и власти всерьез задумались о постройке маяка на коварном рифе-убийце, заметить который даже во время отлива практически невозможно. За столь важное дело решил взяться Роберт Стивенсон - дед того самого Роберта Льюиса Стивенсона, который подарил миру "Остров Сокровищ" и другие не менее известные приключенческие истории.

Проект маяка, предложенный правительственному "Совету по северным маякам" ("Northern Lighthouse Board") Робертом Стивенсоном, показался чиновникам невыполнимым и слишком дорогим - 42 000 фунтов стерлингов были тогда очень большими деньгами, и молодой инженер получил отказ, а постройку маяка отложили на неопределенный срок.

Но не прошло и пяти лет, как Белл-Рок дождался своей очередной крупной жертвы. В 1804 году на острые скалы наскочил "Йорк" - огромный 64-пушечный линкор, наводивший ужас на своих врагов. Почти весь экипаж линкора - более 500 человек - погибли в бурных водах Северного моря. После этой трагедии Парламентом было принято решение строить маяк и в 1806 году "Совет по северным маякам" вспомнил о разработках Стивенсона. Воплощать проект в жизнь "Совет" нанял знаменитого архитектора Джона Ренни, а самому Роберту Стивенсону досталась скромная должность его ассистента. Ренни, никогда не строивший маяков, практически не участвовал в проекте и не мешал работе Стивенсона, осуществляя лишь общее руководство.

Строительство маяка, получившего официальное название Белл-Рок, началось 27 августа 1807 года. Трудность состояла в том, что 24 рабочих могли трудиться всего несколько часов в сутки, пока верхушка скалы показывалась над водой. Все остальное время они были вынуждены ждать и отдыхать на специальном судне. Всего за 7 дней на рифе удалось построить кузню и с огромным трудом проделать 12 отверстий в камне, предназначеных для возведения временной постройки, которую удалось закончить до наступления зимы.

В конце концов опасное и многотрудное строительство было завершено. С конце октября 1810 года была возведена самая верхняя комната, в которой должен был располагаться световой механизм, а 1 февраля года маяк впервые просигналил мореплавателям об опасном рифе. Итогом работы строителей стало стало внушительное сооружение высотой 35,3 метра и имеющее 90 рядов каменной кладки, облицованной гранитом. На строительство маяка пошло 2835 камней весом до тонны. Венчает башню маяка световая комната, выполненная из чугуна с медными и латунными вставками и закрытая сеткой. Окна комнаты располагаются восьмиугольником и сделаны из 48 особо прочных стёкол толщиной 6,35 миллиметра. Общий вес маяка и светового механизма составляет 2083,445 тонн. Вход в здание, от которого начинается винтовая лестница, находится на высоте 5 метров от уровня прилива, а толщина стен у основания башни равняется 12,8 метра.

В те времена большинство маяков работали ночью и давали сигнал кораблям при помощи света от горящих факелов или тлеющего угля. Проект Стивенсона в корне отличался от этих устаревших сигнальных сооружений. Изначально оптическая система состояла из 24 параболических отражателей диаметром 25 дюймов (63,5 см), внутренняя поверхность которых была покрыта серебром. В фокусе каждого отражателя размещалась масляная лампа Арганда. Отражатели размещались на прямоугольной раме, по 7 штук на двух главных сторонах и по 5 штук с красными фильтрами на дополнительных. Весь аппарат приводился во вращение заводным механизмом с грузом, спускающимся через всю башню. Этот первый вращающийся световой механизм в Шотландии имел период вращения 8 минут, то есть красный свет сменял белый каждые 4 минуты.

В 1843 году маяк Белл-Рок обзавелся новой системой с выровненными лучами. Приблизительно в 1877 году параболические отражатели были заменены линзами Френеля, а спермацетовые лампы — на керосиновые. 5 апреля 1890 года при установке противотуманных сигналов из тонита произошёл взрыв, сильно повредивший световую комнату, поэтому маяк не работал до 13 апреля.

В 1902 году вся верхняя часть маяка и световой механизм были заменены — новая система на базе двояковыпуклых линз мигала красным и белым светом каждые 60 секунд. Тогда же были сняты противотуманные колокола, которые теперь хранятся в музее сигнальной башни. В 1964 году излучатели были заменены на электрическую систему, которая состояла из основной лампы мощностью 3,5 кВт, резервной лампы и восьми панелей линз, вращающихся со скоростью 2 оборота в минуту, что обеспечивало мигание маяка раз в 3 секунды. Питалась системы от двух дизельных генераторов, а в нижней части маяка выдолбили место для цистерны с горючим объёмом почти 5 тыс. литров.

26 октября 1988 года маяк был автоматизирован — была поставлена система Далена с газовыми горелками, из-за чего режим свечения изменился на мигание каждые 5 секунд, а также установлены радиопередатчики, работа которых не зависит от погодных условий. В конце 1999 года световой механизм был вновь изменен на электрический. На маяк установили аккумуляторы и солнечные батареи, которым в зимнее месяцы и в пасмурную погоду помогают автоматически запускающиеся генераторы, которые не позволяют маяку потухнуть ни на минуту.