Великий корабль Брюнеля

Британский пароход "Грейт Истерн" ("Great Eastern" - "Великий Восток") был спроектирован Изамбардом Кингдомом Брюнелем и спущен на воду в 1858 году. Выдающийся корабль своего времени заслужил дурную славу из-за большого числа связанных с ним несчастных случаев. Он был крупнейшим кораблём в мире, пока в 1899 году не был построен превосходящий его по длине "Океаник II" ("Oceanic II"). Длина Великого корабля Брюнеля составляла 211 метров, ширина - 25,21 метра и высота 17,7 метра. В движение, кроме парусов на шести мачтах, корабль приводили винт и гребные колеса диаметром 17 метров, вращаемые двумя паровыми машинами общей мощностью 8000 лошадиных сил. Обслуживал корабль экипаж из 418 человек.

Однако перейдем к трагической судьбе корабля. Популярная пословица "Как корабль назовете, так он и поплывет" стала для "Грейт Истерн" не праздными словами, а истиной, которая не раз подтверждалась реальными событиями. Те, кто не знаком с историей этого гиганта, который не раз становился причиной гибели людей, могут возразить: "Каким образом его невинное название "Грейт Истерн" могло стать причиной смерти моряков и строителей?". Дело в том, что во время своего строительства корабль носил совершенно иное название - "Левиафан". А вот Левиафан, если верить Ветхому завету – это огромное недружелюбное чудовище, нападавший на людей морской змей.

Конечно, это лишь страшная легенда, которыми, к слову, постоянно обрастало детище Изамбарда Брюнеля - гениального британского инженера, который, всего навсего, хотел построить самый огромный в мире корабль. Его желание не было попыткой убедить мир в своем таланте, он лишь хотел, чтобы по океанам плавал корабль, который был бы в состоянии доплыть до Востока вокруг Африканского континента, добраться до Индии, Японии, Китая и даже Австралии без дозагрузки углем. До того момента, когда Великий корабль Брюнеля был спущен на воду, такого судна в мире еще не существовало.

Свой проект гигантского корабля Изамбард Брюнель набросал еще в 1852 году. Проектом судна, способного нести в специальном трюме более 15 тысяч тонн угля, заинтересовалась "Истерн Компани" ("Eastern Steam Navigation Company"). Еще бы, ведь во время пути из Англии через Калькуту, мыс Горн до Австралии и обратно, кораблю пришлось бы грузиться углем всего один раз! Впечатляло количество пассажиров - 4000 человек - и груза, которое мог перевезти на такое расстояние этот гигант. Брюнель смог убедить всех: заказчиков, владельцев верфи и финансистов. В качестве основных аргументов он приводил то, что корабль впервые в истории кораблестроения будет оснащен двойным дном и бортами из специальной стали и никакие столкновения с рифами ему не страшны, а также сразу двумя тяговыми элементами - гребными колесами и винтом, в совокупности с традиционными парусами. Сомнений в проекте Брюнеля не возникло, и на постройку огромного корабля было выделено сразу 600 000 фунтов стерлингов - гигантская по тем временам сумма, на нее можно было построить большой завод или, к примеру, канализационную систему для всего Лондона с очистными сооружениями, которая, кстати, обошлась дешевле.

Для строительства корабля использовалась верфь на реке Темзе, детали, для тогда еще "Левиафана", собирались на острове Дог Айленд. Постройка судна длилась ровно 1000 суток - рабочие трудились и по ночам. По некоторым сохранившимся документам, "Левиафан" был защищен более чем 30 000 стальными листами, каждый из которых весил более 300 килограмм. 3 000 000 заклепок было использовано при строительстве Великого корабля Брюнеля.

Торжественный спуск на воду был назначен на 31 января 1858 года. Правда, перед инженером тут же возникла практически неразрешимая задача - оказалось, что корабль настолько огромен, что при спуске на Темзу его нос упрется в противоположный берег. Брюнель решил применить боковой спуск судна на воду, который уже применялся для кораблей, имеющих большое водоизмещение. Видимо, заподозрив что-то неладное в своих расчетах, инженер попросил спустить корабль на воду без присутствия ликующей толпы. Но финансистам было необходимо начать хоть как-то возмещать свои затраты, и они продали более 100 000 билетов всем желающим посмотреть на спуск гигантского "морского чудовища". Кроме простых обывателей на торжественное мероприятие явилась сама королева Виктория и другие высокопоставленные лица Британии.

Сто тысяч человек голосили так, что команда Брюнеля и рабочие, даже при всем своем желании, не могли услышать команд, и инженер решил в срочном порядке начать отдавать сигналы при помощи специальных ярких флажков. Спуск "Левиафана" начался, увы, трагично. Направление движения корабля пошло неравномерно, барабан одной из лебедок начал раскручиваться с огромной скоростью. Пять человек навсегда остались инвалидами, получив тяжелейшие увечья. Это были не последние и, как оказалось, даже не первые жертвы Великого корабля Брюнеля. Судно так и не было спущено на воду и, для того чтобы подготовить новый спуск, Брюнелю и его команде понадобилось еще три месяца и… еще 120 000 фунтов стерлингов. С такими растратами финансисты больше мириться не хотели, они уволили инженера и предложили спустить "Левиафан" на воду за собственные средства судостроителя, а не рассчитывать на их поддержку. Сколько еще было попыток спустить судно на Темзу неизвестно. Брюнель пребывал в полнейшем отчаянии и, по словам его современников, находился на грани умственного помешательства. Сложно сказать, чем бы все закончилось, но видимо сама природа решила помочь несчастному инженеру - в последних числах января 1858 года поднялся сильнейший ураган и прилив. Произошло чудо, "Левиафан" без чьей-либо помощи спустился на воду. Уже на воде команда инженеров и строителей всего за год установила котлы, турбины и выполнили роскошную отделку кают.

Казалось, неприятности остались позади. Предстояло только испытать гигантское судно. 7 сентября 1859 года уже "Грейт Истерн", а не "Левиафан", отправился в короткое испытательное плавание. Корабль, который сначала назывался именем морского чудовища, не желал подчиняться воле человека. Ровно через два дня после отплытия на судне взорвался котел. Чудовищной силы взрыв унес жизни 6 человек, а 9 матросов получили тяжелейшие ранения и ожоги, которые уже не дали им возможности в будущем вести полноценную жизнь. Это стало для Брюнеля "последней каплей", и 15 сентября, не выдержав волнений, талантливый кораблестроитель умер от разрыва сердца.

Только в середине лета 1860 года корабль отправился в свое первое трансатлантическое плавание. Судно, обошедшееся почти в 800 000 фунтов стерлингов, отправилось из Саутгемптона в Нью-Йорк. Плыть на этом несчастливом судне пожелали только 43 пассажира. По прибытии в один из самых богатых городов США были организованы экскурсии, благодаря которым удалось собрать почти 80 000 долларов, кроме этого, корабль предлагал морские прогулки американцам, что также хоть как-то компенсировало затраты компании, приобретшей судно. В обратный рейс на судне плыли уже более 100 пассажиров.

До 1862 года кораблю стали доверять все большее и большее число пассажиров, и как оказалось, зря. Судно было словно "проклято", в конце августа того же года "Великий корабль Брюнеля" столкнулся с подводной скалой. Только второе дно, которое продумал Брюнель, спасло более 800 человек от верной гибели. Увы, в 19-м веке ни одного дока, в котором можно было произвести ремонт этого гиганта, не существовало. Кое-как починив пробоину, "Грейт Истерн" назначили кабелеукладчиком, но огромный расход угля - 380 тонн на день хода - делал его работу убыточной. Единственное событие, которое хоть как-то прославило судно – это путешествие на нем писателя Жюль Верна в 1867 году во время Всемирной парижской выставки. После этого корабль был продан за 26 000 фунтов стерлингов и какое-то время служил плавучим цирком, но даже в качестве развлекательного аттракциона он приносил лишь убытки. В конце концов, на торгах он был реализован за мизерную сумму в 16 000 фунтов и пущен на металлолом. Чтобы полностью демонтировать Великий корабль рабочим понадобилось полтора года. Во время этих работ между двухслойным корпусом были обнаружены два полностью истлевших тела: рабочего, занимающегося клепкой, и его помощника – совсем молодого мальчика, которые оказались первыми жертвами "Левиафана".